Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка

 

Возможности перестройки экономики региона зависят во многом от инвестиционного климата в регионе в целом, а также, в отдельных отраслях экономики, от инвестиционной привлекательности отдельных предприятий и реализуемых инвестиционных программ и проектов. Структурные сдвиги в экономике происходят в результате движения ресурсов, связанного с инвестиционными процессами. Очевидна взаимосвязь инвестиционной привлекательности субъектов региональной экономики и возможностей структурной перестройки. Структурная же перестройка экономики региона невозможна без повышения инвестиционной активности и роста инвестиций.

В последнее время анализ инвестиционной привлекательности является объектом активных научных исследований. Проблема методического обеспечения комплексного анализа инвестиционной привлекательности представляет не только теоретический, но и практический интерес. Разработка соответствующих методических подходов необходима для оценки возможных направлений развития и их последствий, разработки предложений по необходимым координирующим и регулирующим мерам.

В статье рассматриваются методические подходы и оценка инвестиционной привлекательности региона на примере южных областей Республики Казахстан.

 

Инвестиционная привлекательность зависит от трех условий: благоприятной инвестиционной ситуации, инвестиционного климата в отрасли и регионе, а также от наличия преимуществ, которые принесут инвестору дополнительную прибыль или уменьшат риск.

Инвестиционная ситуация характеризуется инвестиционной активностью и эффективностью инвестиционных процессов.

Национальная экономика Республики Казахстан (РК) испытывает в современных условиях острый дефицит инвестиционных ресурсов. Необходимость оживления инвестиционной активности предполагает реализацию системы мер, связанных с созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и иностранных инвесторов. Формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов, увязке частых и общественных интересов способствует государственное регулирование. Его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата представляется весьма значительной.

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Традиционно понятие инвестиционного климата означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций. Например, для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д. На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость и, особенно, нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора (частного или юридического лица) и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, небанковских финансовых структур, а также профсоюзов и трудовых коллективов государства (региона) - реципиента инвестиций. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

Понятия инвестиционного климата на макро- и микроуровне воспринимаются инвесторами как единое целое, поскольку любые законодательные и нормативно-правовые усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть заблокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования центрального правительства. В последнее время именно эта сторона взаимоотношений между инвестором и государством становится определяющей.

Объектом инвестирования могут выступать отдельный инвестиционный проект, предприятие, корпорация, город, регион, отрасль, государство. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд, а именно: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время, в силу целостности структуры, не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Существует ряд показателей, без анализа которых нельзя принять решение о целесообразности инвестирования конкретного предприятия в конкретном регионе. Однако в условиях продолжающегося экономического кризиса, неустойчивости экономической ситуации большинство характеристик социально-экономического развития на региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и испытывает воздействие разнонаправленных тенденций. В таких условиях оценка перспектив инвестирования предприятий в приоритетных отраслях экономики на базе анализа определенного набора одинаковых по каждому региону показателей существенно затруднена и может оказаться практически бесполезной. По одному показателю регион будет отнесен к зоне благоприятного инвестирования, по другому - к зоне подавленной инвестиционной активности. Поэтому в настоящее время в экономико-инвестиционной теории и практике обычно используются интегральные критерии оценки эффективности инвестиционной деятельности в регионах. Наиболее общей характеристикой перспектив инвестиционной деятельности является инвестиционный климат региона. Именно поэтому крайне важное значение приобретает понятие регионального инвестиционного климата.

Региональный инвестиционный климат представляет собой систему правовых, экономических и социальных условий инвестиционной деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций и оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков.

Инвестиционный потенциал, в свою очередь, представляет собой качественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические характеристики в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического развития региона.

Это прежде всего насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, трудовым и научным капиталом, основными фондами, рыночной и социальной инфраструктурой), уровень доходов населения и потребительский спрос. Инвестиционный потенциал региона складывается из следующих основных частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):

- ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

- производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

- инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

- финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

- потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Исследования показывают, что наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе длительной хозяйственной деятельности, такие, как инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.

При оценке рейтинга инвестиционного климата каждого региона в общем случае учитываются также следующие типы рисков (связанных и в значительной степени обусловливающих инвестиционный риск): экономический; финансовый; политический; социальный; экологический; криминальный; законодательный.

Важнейшей составляющей инвестиционного риска является законодательство. Специфика межрегионального подхода заключается в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный законодательный фонд, видоизменяющийся в отдельных субъектах государства под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность в пределах своих полномочий. Законодательство не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы и отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства, то есть влияет также на инвестиционный потенциал региона. При расчете этого риска учитываются как государственные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Рассмотрим составляющие инвестиционного климата, определяющие развитие инвестиционного процесса.

Существует совокупность факторов (сгруппированных характеристик), предопределивших различия в глубине спада инвестиций по регионам и качественные изменения в инвестиционной сфере. Обобщенно последствия влияния этих факторов можно определить как рыночную реакцию регионов на проводимые экономические реформы. С помощью этих факторов можно характеризовать степень адаптации экономики региона к рыночной экономике, в том числе с точки зрения воспроизводства основного капитала. Положительная рыночная реакция означает формирование предпосылок для улучшения инвестиционного климата. Слабая рыночная реакция позволяет сделать предположение об ухудшении инвестиционного климата в длительной перспективе.

Рыночную реакцию невозможно измерить количественно, но с помощью экспертного подхода можно оценить ее с качественных позиций и использовать как один из основных критериев при ранжировании регионов. К важнейшим параметрам, характеризующим рыночную реакцию, относятся особенности и степень развитости рыночного механизма экономики в регионах. Это прежде всего система государственных налоговых льгот и преференций, динамика развития и усложнения рыночных отношений, складывающаяся под воздействием как стартовых условий вхождения в рынок для каждого региона, так и создания благоприятной по привлечению инвестиций среды для его социально-экономического развития. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, как правило, выделяют (например, в соответствии с ведущим западным экономистом Бэрри) следующие: политическую стабильность; темпы экономического роста; конвертируемость валюты; расходы на заработные платы и производительность труда; краткосрочный кредит; долгосрочный кредит и собственный капитал; отношения к иностранным инвестициям и прибылям; национализацию; платежный баланс; возможность реализации договора; организацию связи и транспорта; местное управление и наличие партнера; возможность использовать экспертов и услуги.

Выделяют и другую, классифицированную с точки зрения комплексного анализа, группу факторов.

1. Политические факторы:

- распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов;

- авторитетность местной власти;

- общая оценка стабильности законодательных и исполнительных структур;

- распределение власти между различными политическими группами и партиями, влияние оппозиции региональных политических сил;

- влияние различных этнических и религиозных групп, состояние межнациональных отношений;

- ограничительные меры политического характера, необходимые для удержания власти.

2. Социальные факторы:

- социальные условия проживания населения (плотность населения, прожиточный минимум и др.);

- социальная стабильность (уровень социальной напряженности);

- наличие социальных конфликтов (демонстрации, забастовки и др.);

- уровень развития социальной сферы;

- нестабильность вследствие возможных насильственных действий (неконституционные изменения и др.).

3. Экономические (наиболее влиятельные) факторы:

- структура экономики региона;

- тенденции в экономическом развитии региона;

- сложившийся уровень инвестиционной активности;

- емкость существующего местного и мирового рынков и возможность их расширения (по производству данного вида продукции, услуги);

- условия сбыта (состояние товаропроводящей сети, удаленность рынков сбыта) и уровень цен на продукцию, услуги на местном, международном рынках, а также объем импорта аналогичных товаров и позиции поставщиков-конкурентов;

- экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей;

- допустимая доля зарубежного участия в капитале предприятия;

- возможности перевода дивидендов за рубеж;

- возможности получения кратко- и долгосрочных кредитов на внутренних и мировых рынках банковского ссудного капитала и капитала небанковских финансовых структур;

- возможности мобилизации финансовых средств за счет выпуска ценных бумаг;

- уровень инфляции;

- конвертируемость национальной валюты;

- активность в реализации экономических реформ;

- наличие высокоэффективных инвестиционных объектов;

- наличие перспективного партнера.

4. Экологические факторы:

- уровень загрязнения окружающей среды;

- природно-климатические условия в регионе;

- уровень радиационного загрязнения окружающей среды.

5. Криминальные факторы:

- уровень криминогенной опасности (преступности) в регионе с учетом тяжести преступлений;

- заказные убийства;

- коррумпированность структур власти;

- рэкет.

6. Финансовые факторы:

- степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий;

- система налогообложения (объем налоговой базы; система льгот, в том числе региональных и муниципальных);

- состояние платежного баланса;

- прибыльность предприятий региона.

7. Ресурсно-сырьевые факторы:

- средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

- ресурсно-сырьевая обеспеченность региона.

8. Трудовые факторы:

- наличие трудовых ресурсов;

- профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов;

- наличие квалифицированной рабочей силы.

9. Производственные факторы:

- совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

- особенности отраслевой специализации;

- результаты производственной деятельности;

- наличие и размещение необходимых для производства компонентов (производительных сил): энергии, сырья, оборудования, инфраструктуры и т.д.;

- наличие экспортного потенциала.

10. Инновационные факторы:

- уровень развития науки;

- инновационный уровень разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе;

- интеллектуально-образовательный уровень населения.

11. Инфраструктурные факторы:

- экономико-географическое положение региона;

- территориальное размещение региона (близость к внешним границам, регионам-поставщикам и регионам-потребителям);

- инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона;

- развитие инфраструктуры системы коммуникаций на данной территории.

12. Потребительские факторы:

- потребительский потенциал;

- совокупная покупательная способность населения региона.

13. Институциональные факторы:

- степень развития ведущих институтов рыночной экономики;

- степень развития инфраструктуры рыночной экономики;

- наличие инвестиционной инфраструктуры.

14. Законодательные факторы:

- юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли;

- степень развития (состояние) законодательной базы;

- наличие механизмов гарантий и защиты инвестиций и уровень их охвата;

- порядок использования отдельных факторов производства.

Законодательные факторы инвестирования могут рассматриваться в качестве отдельной составляющей инвестиционного климата. Их характеристика может быть получена на основе ранжирования нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты должны быть разделены на государственные и региональные (субъектов государства). Как государственное, так и региональное законодательство может быть разделено на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в государственном законодательстве должны быть особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах РК.

Анализ современного состояния инвестиционного климата в РК помимо регионального должен иметь также и отраслевой аспект. Спад производства затронул отрасли экономики РК в различной степени, различны их возможности адаптации к рыночным условиям, а соответственно, сильно дифференцирована и инвестиционная привлекательность отраслей по регионам. Исследования показывают, что ни один из инвестиционных показателей и даже их совокупность (спад инвестиций, технологическая, отраслевая, воспроизводственная, финансовая структуры капитальных вложений) не дают оснований для окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в регионе, так как они складываются в значительной степени под воздействием особенностей развития различных отраслей и отражают закономерности отраслевой динамики, а следовательно, формирования не только регионального, но и отраслевого инвестиционного климата.

Инвестиционный климат в регионе может быть признан благоприятным или неблагоприятным под влиянием характеристик развития одной или немногих приоритетных для региона отраслей, тогда как остальные могут представлять собой совершенно иную сферу для инвестирования. Методический аспект ранжирования регионов по степени благоприятности инвестиционного климата должен заключаться в обосновании таких подходов, которые могут обеспечить учет как чисто отраслевых и территориальных факторов, так и их взаимное влияние. Система характеристик инвестиционного климата региона должна включать в себя отраслевые оценки по отдельным, наиболее перспективным отраслям, укрупненным группам отраслей, сферам производства.

Если региональные проблемы инвестиционной привлекательности так или иначе активно разрабатываются, то в отраслевом разрезе они почти не исследованы. И это при том, что с народнохозяйственной точки зрения оба аспекта по своей значимости вовсе не уступают друг другу. Преобладание регионального подхода, по-видимому, вызвано развертыванием во всем мире процесса регионализации общественно-политической и хозяйственной жизни.

Нельзя не заметить, что одновременно с региональными процессами во всем мире продолжаются весьма интенсивные процессы диверсификации и специализации производства. На базе достижений научно-технического прогресса формируются потребности в новых видах продукции и в непрерывном качественном совершенствовании «старых» ее видов, определяющих изменения в первую очередь в отраслевой структуре капиталопотоков.

Необходимость вывода экономики РК из кризиса, завоевания достойных позиций в мировой экономике не может обойтись без анализа объективно складывающихся отраслевых инвестиционных потоков. Их прогнозирование становится все более актуальным. Они должны предварять принятие эффективных инвестиционных решений и осуществление реальных инвестиций в различные отрасли экономики.

Принципиальные подходы к ранжированию регионов по степени благоприятности складывающегося в них инвестиционного климата должны в дальнейшем служить основой системы мер государственного регулирования инвестиционной деятельности на государственном и региональном уровнях управления экономикой РК.

Поскольку процесс инвестирования носит долговременный характер, региональному инвестиционному климату присуща определенная статичность, он инерционен по отношению ко многим общеэкономическим процессам и не подвержен быстрым изменениям, в отличие от финансового положения предприятий, состояния промышленного производства, уровня жизни населения и т.д.

Инвестиционная привлекательность отдельных регионов и областей чаще всего оценивается в виде определенного количественного показателя, отражающего место данной территории в общем ряду. При этом инвестиционная привлекательность определяется в соответствии с вышеприведенными группами факторов, составляющими инвестиционный климат региона, а сам инвестиционный рейтинг региона представляет собой совокупную оценку отдельных составляющих с точки зрения привлекательности для инвестора.

Для потенциального инвестора важна не просто оценка потенциала и риска региона, а некая его совокупная характеристика, которая получила название инвестиционного рейтинга региона. Рейтинг инвестиционной привлекательности с помощью системы показателей интегрированно характеризует условия инвестирования для стратегического инвестора и включает в себя как потенциал региона, так и способы его использования, отражающиеся в характеристике рисков.

Основным подходом к оценке регионального инвестиционного климата является ранжирование субъектов РК по степени благоприятности инвестиционного климата. Ранжирование проводится на основе сочетания статистического и экспертного подходов. Для оценки инвестиционного климата используется значительное (около 100) число показателей регионального развития за ряд последних лет. При определении текущей инвестиционной привлекательности регионов широко используются балльные, преимущественно экспертные, оценки. Характеристика отдельных факторов по показателям статистической отчетности также обычно переводится в балльные оценки в соответствии с заранее определенной шкалой разброса оценок. Необходимо учитывать, что экспертные балльные оценки в значительной мере субъективны и суживают реальный разброс региональных характеристик, поскольку эксперты остерегаются крайних оценок. Применение балльных оценок не на основе экспертизы, а путем приведения статистических числовых значений к балльным оценкам по определенной шкале также не отражает в полной мере межрегиональную дифференциацию из-за ограниченного числа применяемых интервалов распределения или заранее заданного диапазона балльных оценок. Таким образом, реальный разброс соответствующих региональных характеристик не находит в процессе ранжирования необходимого отражения. Эта особенность рейтинговых исследований инвестиционного климата должна учитываться при их практическом применении.

Характеристики инвестиционной деятельности, не поддающиеся количественному измерению, относятся в основном к рискам, связанным с инвестиционной деятельностью. Для них применение экспертных балльных оценок является вынужденной необходимостью.

Институциональные факторы инвестиционного климата, относящиеся к инвестиционному потенциалу, могут быть включены в расчеты по оценке инвестиционного климата в дезагрегированной форме в связи с его определяющим влиянием на инвестиционную деятельность в регионах.

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма показателей частных (т.е. они должны суммироваться каждый со своим весовым коэффициентом, учитывая его важность).

При расчете интегральной характеристики инвестиционного климата регионов первоначально все исследуемые статистические показатели объединяются в группы. Для обоснования и формализации этого процесса могут быть использованы корреляционный и регрессионный анализы. По выделенным группам либо определяются главные, индикативные показатели, либо рассчитываются средневзвешенные агрегированные показатели.

Соответственно, каждый регион, помимо его ранга, характеризуется количественной оценкой, показывающей насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестиций. Все показатели должны быть приведены к единому безразмерному виду. Это либо доля в соответствующем виде общегосударственного потенциала, либо относительное отклонение от среднегосударственного уровня риска.

Интегральная оценка инвестиционного климата региона, как правило, идентифицируется с его интегральным рейтингом, который обычно рассчитывается как средневзвешенная по экспертным весам величина из значений рейтинга (места региона) по составляющим интегрального рейтинга. Таким образом, наиболее полный результат исследования инвестиционного климата состоит в построении системы характеристик инвестиционного климата - частных, обобщенных (в разрезе агрегированных составляющих интегрального показателя) и интегрального показателя инвестиционного климата в региональном разрезе. Последний аккумулирует характеристики объективных инвестиционных возможностей региона и условий деятельности инвестора.

Сравнивая две классификации факторов следует отметить, что в структуре инвестиционного климата, согласно классификации Бэрри, отсутствуют составляющие социального характера, не учтены такие важные условия, как удаленность рынков сбыта, наличие и размещение производительных сил, система налогообложения, инновационный потенциал страны, экологическая ситуация и природоохранные ограничения. Представляется, что разграничение условий инвестиционною климата по группам более правильно, с точки зрения комплексного анализа, при рассмотрении вопросов воздействия данных условий на инвестиционную активность, как в случае второй классификации факторов, относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона. При этом необходимо отметить следующее.

Во-первых, целесообразно учитывать такое условие, составляющее инвестиционный климат, как инновационный потенциал не только региона, но и страны в целом.

Во-вторых, в группу «социальные факторы» следует ввести такую составляющую, как «общественное мнение». Общественное мнение, как способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности, предопределяет социальный климат и непосредственно воздействует на состояние инвестиционного климата.

В-третьих, социальные условия проживания населения, социальная стабильность, общественное мнение, уровень развития социальной сферы и нестабильность из-за возможных насильственных действий разумно объединить в составляющую «социально-психологические факторы», поскольку открытое выражение мнения (выступления, демонстрации, процессы), действия, совершаемые в бессознательном страхе (паники, массовый психоз), утеря естественного чувства права (ограбления, насилия), способность воодушевлять (массовая эйфория) являются типично массовым явлением и рассматриваются наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, т.е. психологией.

В-четвертых, составляющую «законодательные факторы» целесообразно расширить, включив в нее группу нормативно-правовых условий, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов (например «законодательные и нормативно-правовые факторы», дополнив ее составляющей «степень развития нормативно-правовой базы»).

Таким образом, уточним определение инвестиционного климата и определим его составляющие.

Региональный инвестиционный климат представляет собой систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального характера, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций, оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющих целесообразность и эффективность инвестиций.

В оценке инвестиционной привлекательности региона заложены два противоречащих друг другу подхода, во взаимоувязывании которых состоит наибольшая тяжесть для лиц, принимающих решения по инвестированию. Один подход оценивает объективную сторону процесса, т.е. инвестиционный потенциал региона. Другой - неформальные факторы инвестиционного климата и риска.

Анализ динамики этих оценок может оказаться полезным для выявления слабых сторон и определения приоритетных направлений региональной государственной инвестиционной политики в последующие годы.

В южных регионах РК, к которым относятся Кызылординская, Южно-Казахстанская и Жамбылская области, наблюдается следующая картина: общий рейтинг южных регионов колеблется в течение трех последних лет в пределах 10 - 12 места. За период 1997 - 1999 гг. рейтинг по инвестиционному климату (законодательство, информационная поддержка проектов и инвесторов, выставочная, презентационная деятельность) повысился с поз. 8 до поз. 6; рейтинг экономического потенциала (доходы областного бюджета, финансовое состояние предприятий, уровень доходов и потребления на душу населения) понизился с поз. 9 до поз. 14; рейтинг рисков региона (экологический, криминальный, производственный риск) понизился с поз. 14 до поз. 17, с поз. 14 до поз. 16 и с поз. 11 до поз. 16 соответственно.

То есть, рейтинг по инвестиционному климату регионов (институциональная составляющая) устойчиво растет, а рейтинги экономического потенциала (производственный потенциал) и качества жизни регионов (инвестиционные риски) падают.

Большинство факторов, обусловивших такую динамику рейтингов, сложилось по независящим от регионов причинам. Так, южные регионы не имеют, за исключением Кызылординской обл., привлекательных в инвестиционном плане сырьевых ресурсов, залежей драгоценных металлов, доступных рынков их сбыта и переработки. Кроме того, положение осложняется следующими факторами: в экономике области преобладают предприятия обрабатывающей промышленности с промежуточными стадиями производственного цикла. Экспортный потенциал более чем на 80% состоит из сырьевых ресурсов. Более чем две трети используемых основных производственных фондов превышают нормативный срок службы, а требуемая новая техника для его обновления предполагает переход на принципиально новые технологии и чрезвычайно дорога. В экономике регионов преобладают устаревшие материало- и ресурсоемкие технологии, не позволяющие накопить достаточно собственных средств для финансирования развития производства, что делает продукцию предприятий чрезвычайно дорогой и неконкурентоспособной, и, как следствие, выталкивают предприятия даже с ранее завоеванных сегментов рынка.

Таким образом, южные регионы имеют высокий промышленный и научный потенциал, но он не дает, к сожалению, быстрой отдачи от вложенного капитала и недостаточен для того, чтобы инвестор без колебаний сделал выбор в пользу региона.

По оценкам, в основу которых положено понятие «рыночная реакция», южные регионы РК попадают в третью группу (из четырех), куда относят регионы со средней реакцией на рыночные реформы. Их отличительной чертой является то, что большинство факторов, обусловивших такую реакцию на реформы, сложилось по независящим от регионов причинам. Для них характерна моноструктура производства. Их экономическая структура обусловлена историческим ходом развития (структурные деформации, недоинвестирование производственного процесса, экологические последствия и пр.).

В то же время некоторые южные регионы обладают выгодным географическим положением, развитыми транспортными коммуникациями, достаточными трудовыми ресурсами, интеллектуальным потенциалом, земельными ресурсами. Есть и другие факторы, положительно влияющие на инвестиционную привлекательность: например, политическая ситуация в южных регионах, которые относятся к числу стабильных в политическом плане областей.

С другой стороны, основным фактором кардинального улучшения инвестиционной привлекательности в южных регионах должны стать радикальные структурные изменения в производственной сфере, которые в силу объективных причин будут осуществляться медленно.

Связано это с тем, что если в дореформенный период в казахстанской экономике несбалансированность процесса воспроизводства проявлялась в первую очередь в неэффективной структуре экономики, то в реформируемой - в инфляции, увеличении дефицита государственного бюджета и размеров государственного долга, задолженности предприятий, неплатежей, а также в заметном ухудшении структуры производства.

Воспроизводственная структура капитальных вложений в РК за период реформ претерпела существенные изменения. Переломным периодом в инвестиционной политике следует считать 1995 - 1996 гг., когда расчеты на скорую стабилизацию экономики и приток инвестиций в народное хозяйство оказались необоснованными.

Воспроизводственным процессам в южных регионах в целом характерны общегосударственные тенденции с незначительной долей отклонений.

С точки зрения капитальных вложений в Южно-Казахстанской области воспроизводственная структура хотя и носит хаотичный характер, но в целом ее можно считать удовлетворительной. По каждому из представленных в табл. 1 показателей не наблюдается планомерной и целенаправленной политики. Так, в 1998 - 1999 гг. отмечается резкий рост капитальных вложений в строительство новых предприятий (по сравнению с 1995 г. - в 6 раз). В то же время замедлились темпы капитальных вложений на техническое перевооружение и расширение действующих предприятий. Складывающаяся ситуация связывается со строительством объектов социальной и коммунальной инфраструктур, приуроченных к юбилейным торжествам одного из старейших городов Азии - г. Туркестан, расположенного на территории области.

 

Таблица 1

Динамика воспроизводственной структуры капитальных вложений в Южно-Казахстанской области в 1995 - 1999 гг., %

 

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

Капитальные вложения - всего

в том числе:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

- реконструкция действующих предприятий

6,0

16,0

3,6

13,8

29,3

- техническое перевооружение действующих предприятий

23,2

34,8

61,3

20,0

8,5

- расширение действующих предприятий

50,3

33,1

25,4

19,6

1,4

- строительство новых предприятий

10,3

12,1

8,5

39,8

60,7

- поддержание действующих мощностей

0,1

0,17

0,3

6,0

0,1

- отдельные объекты на действующих предприятиях

10,1

3,2

0,9

0,8

0,01

 

Экономикообразующими предприятиями Жамбылской обл. (табл. 2) являются предприятия химической промышленности и энергетики, которые, в свою очередь, считаются наиболее капиталоемкими в силу особенностей производства. Этим объясняются структура и динамика капитальных вложений, которые направляются прежде всего на техническое перевооружение и расширение действующих предприятий.

 

Таблица 2

Динамика воспроизводственной структуры капитальных вложений в Жамбылской области в 1995 - 1999 гг., %

 

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

Капитальные вложения - всего

в том числе:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

- реконструкция действующих предприятий

6,7

5,6

11,1

12,1

14,1

- техническое перевооружение действующих предприятий

34,6

30,9

23,5

17,3

31,4

- расширение действующих предприятий

29,2

30,7

28,4

33,6

31,6

- строительство новых предприятий

16,8

15,6

8,1

6,8

14,1

- поддержание действующих мощностей

11,4

13,5

27,5

29,7

7,6

- отдельные объекты на действующих предприятиях

1,3

3,7

1,4

0,5

1,2

 

Структура капитальных вложений в Кызылординской обл. (табл. 3) существенно отличается от двух других областей. В попытках преодолеть нерациональную отраслевую структуру средства направляются на строительство новых предприятий. Падение объемов промышленного производства вынуждают направлять средства на поддержание экономикообразующих предприятий, представленных в основном нефтедобывающей отраслью.

 

Таблица 3

Динамика воспроизводственной структуры капитальных вложений в Кызылординской области в 1995 - 1999 гг., %

 

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

Капитальные вложения - всего

в том числе:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

- реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий

2,0

3,3

0,4

4,1

19,1

- расширение действующих предприятий

7,3

6,6

2,3

8,2

4,6

- строительство новых предприятий

64,7

59,5

45,9

32,6

29,7

- поддержание действующих мощностей

11,8

9,6

13,6

31,5

32,6

- отдельные объекты на действующих предприятиях

14,2

21,0

37,8

13,4

14,0

 

Преимущественное развитие и инвестирование получают отрасли добычи и первичной переработки сырья. Доля инвестиций в обрабатывающую промышленность, прежде всего легкую и пищевую, составляет наименьший удельный вес. Складывающаяся ситуация свидетельствует о хаотичной и непродуманной инвестиционной политике, проводимой в южных регионах, которая в дальнейшем может оказать прямое негативное влияние на экономическую безопасность этих регионов. По объему и количеству операций отмечается неравномерное и в целом слабое развитие сегментов инвестиционного рынка. Слабая активность во всех сегментах инвестиционного рынка отражает отсутствие общей базы для их развития - макроэкономических условий.

Общим для регионов является также и то, что рыночная среда усложнила условия воспроизводства в аграрном секторе экономики из-за сокращения государственных капвложений на укрепление материально-технической базы, а также из-за удорожания продукции промышленности относительно цен реализации сельскохозяйственных продуктов питания и сырья. Это происходит на фоне того, что спад производства в сельском хозяйстве меньше, чем в промышленности. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью жизнеобеспечения, в силу чего при снижении уровня получаемых населением доходов удельный вес расходов на приобретение продуктов питания не сокращается, а увеличивается. В результате, отставание сельского хозяйства от промышленности и экономики в целом проявляется в изменившихся формах воспроизводства и по-прежнему остается одним из главных источников макроэкономической несбалансированности регионального процесса воспроизводства. При осуществлении политики структурной перестройки экономики регионов эта проблема должна быть решена в первую очередь.

Рассмотрим отдельные источники финансовых ресурсов регионов.

Государственный  бюджет  играет очень малую роль в экономике региона. Абсолютная величина этих средств крайне мала, чтобы делать на этот источник серьезную ставку в инвестиционной политике, причем доля госбюджета в общей сумме инвестиций в экономику регионов неуклонно снижается. Так, в период 1991 - 1996 гг. доля финансирования капитальных вложений из госбюджета сократилась с 63,7 до 3,2%.

Областные и местные бюджеты: их наполняемость является индикатором качества работы местных властей, эффективностью проводимой ими экономической политики. Последняя характеризуется системой взимаемых налогов, экономическим положением предприятий и состоянием инвестиционной активности в области. В условиях экономического спада областные и местные бюджеты являются дефицитными, «неинвестиционными» и ориентированы исключительно на решение текущих социальных задач.

Собственные средства предприятий зависят также от системы налогов, экономического положения предприятий, условий для их деловой активности, наличия рынков сбыта продукции и устойчивости партнерских связей. Доля финансирования капитальных вложений из собственных средств предприятий возросла в период 1991 - 1996 гг. с 31,3 до 96,8%. Хотя собственные средства предприятий и ограничены, тем не менее в 1997 - 1999 гг. более 70% инвестиций в области осуществлялось именно за счет собственных средств предприятий.

При этом потенциал собственных инвестиционных ресурсов на отдельном предприятии включает в себя: амортизационные отчисления; часть прибыли, оставшуюся после уплаты налогов, выплат дивидендов, на социальные нужды, покрытия убытков; ресурсы, которые можно извлечь посредством участия на рынке ценных бумаг (этот источник у предприятий областей практически отсутствует) и долговых обязательств. Кроме того, некоторые предприятия в качестве инвестиционных ресурсов используют также такие иррациональные источники, как собственные долги по выплате заработной платы, налогов, социальных сборов, поставщикам за электроэнергию, воду и отопление, т.е. крупным производственным и коммунальным системам, в значительной степени финансируемым за счет бюджетов.

Внебюджетные (государственные) фонды (дорожный, медицинского страхования, пенсионный) - в большинстве своем негибкие и труднодоступные финансовые структуры (фактически - это тот же бюджет, только перераспределенный по другим каналам). Имеют строго целевое назначение и не позволяют осуществить концентрацию средств. Инвестиционная составляющая колеблется от 1% в пенсионном фонде до 85% в дорожном.

Средства частных финансовых компаний, банков, фондов и пр. - наиболее перспективный тип инвесторов, у которых сосредоточена большая часть инвестиционных ресурсов. Однако необходимо отметить, что региональный банковский сектор становится все более распыленным, и участие в инвестиционной деятельности отдельных банков становится менее реальным, так как ни один из них не обладает достаточными инвестиционными ресурсами для участия в региональной инвестиционной программе.

Средства населения - перспективный тип инвестора, у которого сосредоточена половина средств, необходимых для инвестирования экономики.

Зарубежные инвесторы. Этот источник финансовых ресурсов в силу превалирования политических приоритетов над экономическими, бесчисленных попыток под видом финансовой помощи получить доступ к сырьевым источникам и протолкнуть на южно-казахстанский рынок устаревшие технику, технологии и некачественные товары требует особой методологии работы. В южных регионах зарегистрировано на 1.01.2000 г. 43 совместных предприятия. Их доля в доходной части бюджета регионов колеблется от 15% в Кызылординской области до 1,8% в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях.

Как отмечалось выше, южные регионы испытывают недостаток в инвестициях и относятся к недоинвестированным регионам, причем в подушевом исчислении капиталовложения в 1999 г. были на 65,2% ниже среднегосударственного уровня. Подтверждается это и с помощью сравнения показателя доли предприятий в южных регионах в общем их количестве по Казахстану (0,8%) с долей инвестиций, поступивших в южные регионы, в общей сумме инвестиций в Казахстане 0,34%. При этом последний показатель имеет тенденцию к снижению.

Основная причина падения - низкий уровень инвестирования из бюджетов всех уровней. Связано это с тем, что до настоящего времени в южных регионах Казахстана финансирование капитальных вложений осуществлялось исключительно за счет средств государственного бюджета и собственных средств предприятий, причем в структуре источников финансирования доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в экономику области менее значительна и постоянно снижается. В целом же объем капитальных вложений в регионах в 1996 г. составил 48,3% от показателя 1991 г.

Процесс сокращения объема средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, связан прежде всего со сдвигом в распределении сократившегося объема ресурсов в пользу текущего потребления путем уменьшения реальных (с учетом повышения цен) затрат на накопление в большинстве отраслей экономики региона. В соответствии с общим курсом либерализации экономики государство уменьшило свое участие в управлении народным хозяйством и стремилось сократить связанные с этим затраты, перенести их на сами предприятия. Такое перераспределение в целом обеспечивалось государством через его бюджетную политику, нацеленную на сокращение дефицита государственного бюджета, в том числе и путем переключения финансирования капитального строительства главным образом на его рыночные источники (средства предприятий, территориальных органов государственного управления). При этом рыночный механизм в инвестиционной сфере намечалось сформировать путем разгосударствления собственности (приватизации предприятий) и уменьшения расходов государственного бюджета на финансирование производственного сектора экономики и объектов социально-культурного назначения, которые в дореформенный период являлись основными при инвестировании капвложений. Однако инвестиционный эффект от приватизации, несмотря на значительное расширение ее масштабов (в 1996 г. в негосударственном секторе было произведено 72% ВВП, в том числе 31% приходился на частный сектор), оказался минимальным.

Все это, с одной стороны, свидетельствует о переносе центра тяжести в вопросах территориального развития на регионы, а с другой - определяет использование методов привлечения инвестиций, ориентированных на внешних по отношению к региону инвесторов.

Следует отметить, что такой процесс происходит и стихийно, в неуправляемом либо слабо регулируемом режиме, как следствие реакции агентов рынка на снижение деловой активности, платежеспособности предприятий и усиление других кризисных явлений. Ситуация обострялась к тому же нарастанием бюджетного дефицита и инфляции, что подрывало финансовую устойчивость экономики.

Второй причиной является неполное соответствие отраслевой структуры экономики структуре приоритетов инвестора. Так, например, иностранные инвестиции поступают лишь в отдельные отрасли и, хотя они по-прежнему незначительны по сравнению с общегосударственным показателем, в общей сумме инвестиций в экономику южных регионов составляют порядка 18%, что свидетельствует о том, что идет постепенное развитие инвестиционного процесса с участием иностранного капитала в южных регионах. Иностранные инвестиции были распределены в основном в предприятия топливно-энергетической, химической и нефтехимической промышленности.

Анализ экономического потенциала и инвестиционных источников южных регионов Казахстана, их полнота и доступность показали среднюю готовность региона к приему инвестиций: стартовые условия южных регионов для привлечения инвестиций можно считать относительно благоприятными, а условия для работы инвесторов достаточными, хотя и нет оснований ожидать резкого инвестиционного подъема в экономике южных регионов. При общем же оздоровлении экономики и политики у южных регионов Казахстана есть возможность быстро достичь экономического оживления.

При этом основная работа целесообразна в направлении использования местных финансовых ресурсов региона и привлечения средств частного капитала. Кроме того, на основе анализа товарной и географической структуры экспорта, экономической структуры и финансовой структуры предприятий и общей макроэкономической ситуации в стране можно сделать вывод, что наиболее характерным методом инвестирования в ближайшей перспективе будут кредиты зарубежных инвесторов, что уже подтверждается фактической статистикой. У каждого направления свои методы, механизмы, инструменты и формы реализации.

Но такое положение не только не исключает, а наоборот, должно подталкивать к необходимости формирования и реализации внутренней региональной инвестиционной политики, которая обеспечивает накопление внутреннего экономического потенциала и смягчение существующего инвестиционного кризиса и его последствий. Формирование государственной инвестиционной политики в южных регионах должно основываться на системе объективных предпосылок, включающих оценку экономического и инвестиционного потенциала региона, его готовности к приему инвестиций, достаточности инфраструктуры для инвестиционной и деловой активности.

Исследования и практика показывают, что существует зависимость между объектами инвестирования, источниками и методами инвестирования, методами привлечения инвестиций. Учет этих зависимостей позволяет выработать более эффективную инвестиционную политику. При этом инвестор обращает внимание не только на сами эти характеристики, но и способ использования их и имеющихся в регионе ресурсов, что отражается в интегральной характеристике рейтинга инвестиционной привлекательности региона.

Начало серьезной работы по выработке механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне уже положено. Сегодня же надо более четко определять его направленность. Оно должно быть направлено на глубокие структурные изменения в региональной экономике, на повышение обоснованности инвестиционных приоритетов местных властей, на активное преобразование форм собственности, бюджетной и финансовой системы региона, на повышение готовности руководителей предприятий к обновлению производства и широкому экономическому сотрудничеству, на создание рыночных институтов и инвестиционной инфраструктуры.

Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности регионов выступает их эффективная инвестиционная программа, при обосновании которой инвестор может получить ответы на самые главные для него вопросы об отдаче вложенных средств и гарантиях. И если структура экономики или природно-климатические, географические факторы сложились независимо от политики местных властей, то все остальные перечисленные выше факторы - во многом прямой результат работы областных администраций и сфера их компетенции. В соответствии с этим должна формироваться и ее целенаправленная инвестиционная политика.

 

Аскар БАКИТЖАНОВ,

кандидат экономических наук,

докторант РЭА им. Г.В. Плеханова

Сергей ФИЛИН,

кандидат технических наук,

независимый эксперт, член ГИФА

ассоциированного члена Европейской федерации общества финансовых аналитиков (EFFAS)

 

Литература

1. Изард У. Методы регионального анализа. М.: «Наука», 1996.

2. Источник статистической информации - Агентство по статистике Республики Казахстан.

3. Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С. А., Пирогов М.В. Коллективная монография «Инвестиционная политика современной России». Под ред. акад. Е.А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2001. 410 c.

4. Иванов Е.И. Производственный потенциал СССР. Плановое хозяйство. № 6, 1981. c. 15 - 32.